Фото 001Кукла кокеши «выросла» в Японии примерно 200 лет назад, но есть специалисты, которые утверждают, что кукла на много старше и ей не мене 1000 лет.

Кокеши стали изготавливать, как сувенир для туристов, в память о путешествии.

Традиционная кукла кокеши имеет туловище и голову, которые выполнены из дерева и соединены между собой, головка может поворачиваться из стороны в сторону. Иногда фигурку вытачивают из цельного куска дерева, чаще всего используют древесину клена, берёзы, вишни или кизила . У данной куклы есть свои особенности, а именно отсутствие рук и ног, так же кокеши делают только девочками. Деревянную куклу обязательно покрывают росписью в традиционном стиле.

Фото 000Сейчас в Японии кукла кокеши обрела новую жизнь и является одним из самых популярных сувениров. Настоящие куклы кокеши стоят очень дорого, но их современные аналоги, которые зачастую изготавливают из пластмассы, вполне доступны по цене.

Бытует мнение, что прототипом русской матрёшки стали именно кокеши.

 

Я же предлагаю сделать куклу из материалов, которые практически ничего не стоят. Процесс изготовления я разделю на несколько этапов, и соответственно буду давать материалы и инструменты на каждый этап работы.

Этап 1 – подбор материала для куклы

Как я писала ранее для куклы надо подобрать туловище и голову. Для туловища подойдут небольшие баночки из-под крема или флакончики для духов. Вместо головы можно взять шарик от шарикового дезодоранта или мячик для настольного тенниса. Вроде и все, но я предлагаю все-таки сделать хоть коротенькую, но шею для куклы, чтобы шарик более уверенно держался на баночке. Осталось подобрать шапочку, ею может служить пуговица на ножке или крышечка от тюбика какой-либо мази. Вот и отлично, основной материал собран.

Фото 003

Этап 2 – сборка основы куклы

Мне понадобились:

  • клей «Момент» прозрачный;
  • баночка из-под крема;

  • пластмассовое колечко, диаметром 1 см;

  • шарик от дезодоранта;

  • колпачок от тюбика с мазью.

Для туловища я подобрала баночку из-под крема фирмы «Орифлейм» и перевернула ее крышкой вниз, естественно предварительно ее хорошенько вымыла. Приклеиваю пластмассовое колечко к туловищу (баночке), а поверх шеи идет голова, на последнюю я надеваю «шляпку». Основа у меня готова. Перехожу к следующему этапу.

Этап 3 – грунтовка

Мне необходимы:

  • акриловая грунтовка, белая;
  • краска акриловая телесного цвета (оранжевая, белая и коричневая);

  • кисть средней толщины;

  • кисть тонкая;

  • простой карандаш;

  • стакан с водой;

  • средство для обезжиривания пластиковой поверхности.

  • Фото 004

    Всю фигурку я вначале обезжириваю средством для снятия лака и только после этого наношу слой грунтовки. Мне пришлось грунтовать в два слоя, возможно, вам понадобиться нанести только один грунтовочный слой. Усердствовать тоже особенно не следует, чтобы потом краска не отваливалась кусками. После того как нанесен последний слой надо дать основе хорошо высохнуть. Я бы порекомендовала оставить куклу в покое примерно на сутки.

    Далее простым карандашом можно нанести рисунок (лицо, волосы, кимоно и т.д.).

    Теперь смешайте оранжевую и белую краски вместе, так чтобы получить телесный цвет или его еще иногда называют цвет «бланж». В данном случае белой краски надо взять больше, чем оранжевой и в случае, если она будет очень яркой, то добавьте капельку коричневой краски. Хотя чаще всего оранжевой вполне достаточно.

    Нанесите краску телесного цвета на все открытые места: лицо, шея, грудь.

    Этап 4 – рисуем лицо и волосы

    Для этого этапа я приготовила:

    • краску акриловую: черного, красного, золотистого цветов.
  • кисть тонкую;

  • кисть очень тонкую;

  • стакан с водой;

  • клей «Момент» прозрачный;

  • кукольные глаза, это по желанию.

  • Фото 005

    Закрашиваю волосы черной акриловой краской. Вначале провожу тонкой кистью контур, а потом действую более широкой кистью, закрашивая все отведенное для волос место на голове. Даю краске подсохнуть и золотым цветом окрашиваю шляпку, это был первый вариант, но потом я передумала, так, что вы этого можете не делать. После этого беру в руки очень тонкую кисть и рисую брови, глаза и даже нос черной краской. Губы, естественно красным цветом. Кимоно я крашу в желтый цвет, но об этом я расскажу в следующем этапе работы.

    Этап 5 – цветное кимоно

    Мне потребовались:

    • акриловая краска желтого цвета;
  • акриловая краска красного цвета;

  • акриловая краска красного цвета;

  • тампон;

  • кисти;

  • стакан с водой;

  • лак;

  • кисть для лака.

  • Фото 006

    Полностью все кимоно и шапочку я покрываю желтым цветом, а треугольник в середине красным, так же как и дно (основание) фигурки. Даю кукле (теперь ее можно назвать куклой) подсохнуть. Беру сухой тампон, окунаю в красную краску и легкими движениями тампую снизу вверх, так, чтобы около шеи кокеши остался полностью желтый цвет, т.е. я делаю переход от красного основания к желтому верху кимоно. Шапочку так же легко тампую, меняя направление, а именно, сверху вниз. Рисую на кимоно и шапочке цветы красного цвета, в центр цветка наношу белую краску. Той же белой краской закрашиваю полосочку около горлышка фигурки. Последние штрихи делаю черным цветом, а именно разделительный контур на кимоно и шапочке. Осталось покрыть игрушку лаком. Лак наношу в два этапа, вначале на туловище и головку, даю лаку высохнуть, а потом, на донышко, его тоже надо обязательно покрыть.

    Настало время поговорить о второй кукле, их можно создавать одновременно, только для декора кимоно второй кокеши я использовала технику декупаж, для этого мне понадобилась салфетка с изображенными на ней небольшими цветами. Цветы я вырезаю вместе с веточками и приклеиваю декупажным клеем на кимоно и шапочку.

    Фото 007

     

    Автор статьи Ткаченко Татьяна

    Автор статьи Ткаченко Татьяна

    Вот практически и все, куклы готовы, лично я из них впоследствии сделала елочные игрушки, обе кокеши прекрасно смотрятся на елке. Почему бы, таким образом, не сотворить Деда Мороза и Снегурочку.

    Надо будет к этой теме вернуться в конце этого года и поставить под елочку маленьких зимних персонажей, а ведь сейчас совсем забыли о маленьком мальчике, который ассоциировался у нас в стране с Новым годом!

    Как видите свои куклы я создала буквально из ничего, минимум затрат, зато сколько удовольствия, чего и вам желаю.

     

